Если посмотреть на человечество как на единый организм, то его история развития столь же сложна и противоречива, как и жизнь каждого отдельного человека. Все те же взлеты и падения, все те же переходные периоды и кризисные моменты, все те же «младенчество», «детство», «юность», «зрелость», «старость»…
По всей видимости, это какой-то единый закон Вселенной, согласно которому каждое существо должно пройти все стадии своего становления, без которых оно просто не в состоянии прийти к осознанию самого себя. Вот так и сам человек находится в постоянном процессе изменения своего «внутреннего Я», в постоянной переоценке ценностей.
Но особенно радикально это происходит в подростковом периоде.
Чем старше становится человек, тем меньше он способен к изменениям, к восприятию нового. Ребенок – это постоянно меняющаяся, словно ртутный столбик, субстанция мнений, взглядов, знаний и осознаний самого себя. Он не приемлет никаких рамок и способен принимать все на веру, усваивая информацию со скоростью мысли. Но вот, родители в один прекрасный момент замечают, что их малыш уже смотрит на мир не столь широко открытыми глазами, он стал задумчив, начал все подвергать сомнению, в его рассуждениях появилось больше рациональности, тревожности – он начал взрослеть. И самое неожиданное, что эти изменения не накапливаются с течением времени, они происходят как-то неожиданно и резко, знаменуя собой начало одного из самых сложных и необходимых периодов в развитии и становлении человека – подросткового периода.
Внутренние ценности для человека – это основа его мировоззрения, формирующего личность как таковую, поэтому своевременное и свободное формирование правильных ценностных установок просто необходимо.
У маленького ребенка основными ценностями являются родительская забота, желанная игрушка, внимание сверстников, отсутствие двойки на контрольной в школе, то есть все то, что составляет основу счастливого детства. Но жизненные ценности детства очень сильно отличаются от жизненных ценностей взрослого человека, поэтому промежуточный период, когда вся система личных ощущений, в прямом смысле этого слова, ломается – то есть подростковый период, – столь болезненна.
Какие же основные ценности приобретаются в это время?
Ответственность. Именно в подростковом периоде человек начинает впервые понимать полный смысл слова «ответственность». Если в детстве он мог ни о чем не беспокоиться и лишь выполнять необходимый набор обязанностей и требований, который устанавливался взрослыми людьми, то теперь от его поступков во многом будет зависеть то, в каком направлении будет развиваться его жизнь. Если в доме до сих пор нет животных, целесообразно 10-11-летнему ребенку подарить живое существо, о котором он сможет заботится. В этом возрасте, когда ребенок как никогда становится близок к природе, кошка или собака может воспитать в нем не только ответственность по отношению к другому, но и необходимую ему в жизни терпимость.
Личные отношения. В подростковом периоде происходит переосмысление отношения к противоположному полу. Если в возрасте до 10-12 лет подобный интерес либо никак не рассматривается, либо служит объектом насмешек и презрительного фырканья, то с началом полового созревания на первый план начинает выходить более спокойное и заинтересованное отношение к этому вопросу. Стараться контролировать (равно как и пустить на самотек) общение со сверстниками противоположного пола – не слишком хорошее решение. Наиболее адекватным будет познакомить подрастающего сына или дочь со всеми тонкостями полового развития и сформировать у него/нее собственное правильное отношение к этому вопросу.