Мама Нижневартовск

09.12.2010 - Роль тактильных ощущений в развитии малыша.


Роль тактильных ощущений в развитии малыша    Считается, что до 80-ти процентов информации человек получает из окружающего мира с помощью зрения, около 15-ти – с помощью слуха, и лишь оставшиеся 5 распределяются между осязанием, обонянием и вкусом. Но оставшаяся в меньшинстве троица, несмотря на свои аутсайдерские позиции, играет немаловажное значение для полноценного развития человеческого организма. И лидером здесь является именно осязание.

    Известно, что «кожное зрение» способно в значительной степени заменить и глаза, и уши, что весьма наглядно проявляется у слепоглухонемых людей, которые, несмотря на свой недостаток, с помощью тактильного общения получают возможность полноценно развиваться в этом мире как личности.


    Естественно такое положение дел наводит на мысль о том, что тактильные ощущения – немаловажная составляющая человеческого  мировосприятия. И действительно, если обратиться к анатомии и основам физиологии, то можно увидеть, что кожа содержит в себе сотни, тысячи, десятки тысяч и более того – миллионы самых различных рецепторов – термо- (температура), баро- (давление), болевые.

    И это еще очень поверхностное деление – более глубокое изучение может наглядно показать, насколько широкая и многообразная сеть нервных окончаний позволяет собирать нам информацию из внешнего мира с помощью одних только кожных рецепторов и это действительно очень важно, так как подтверждает теорию возможного развития кожного зрения, способного замещать обычное нам глазное.

    Но это теории. А теперь давайте зададимся вопросом, какое же значение может принимать осязание в развитии маленького ребенка?
Первые дни жизни малыша построены как раз на  внутренних ощущениях голода, болезненности и внешних ощущениях тепла, сухости, мягкости и нежности прикосновений. В это время глаза и слух еще «доходят» в своем развитии, потому именно тактильной чувствительности – прикосновениям, поглаживаниям уделяется большое внимание. Но когда зрение и слух полностью вступают в свои права, осязание почему-то незаслуженно отодвигается на задний план. А зря.

    Исследователями доказано, что ребенок, у которого в детстве было большое количество тактильных игр и упражнений не только быстрее развивается, но и меньше болеет. Он более эмоционален, лучше мыслит абстрактно и обладает навыками более свободной ориентации в мире. Кроме того, эти упражнения развивают и так называемое «шестое чувство» - интуицию.

    Начинать занятия можно с детишками практически сразу, как только они стали понимать смысл слов. Каждый предмет, который ребенок вертит в руках, должен снабжаться определениями – «скользкий», «твердый», «мягкий», «холодный», «мокрый», «гладкий» и т. п. Это делается для того, чтобы у ребенка уже в это время в голове откладывались ассоциации о тактильном восприятии предмета. Как чувствуется на ощупь дерево, металл, пластмасса, резина, различные виды ткани? Все это записывается в подсознании и позволят расширять информационное поле окружающего мира. Для тех, кто постарше, можно придумывать различные игры, основанные на тактильной памяти. Это даст возможность улучшить моторику пальцев, развить чувствительность и образность мышления. Ниже приведены некоторые из подобных игр.

Магазин тканей.


    Наверняка в доме найдутся какие-то обрезки материала, кусочки шерстяных, ситцевых, трикотажных, шелковых изделий. Раскладываем их на стуле, который будет играть роль прилавка. В качестве продавца – ребенок, в качестве посетителей игрушки под вашим управлением. Задача ребенка – правильно подобрать ткань в соответствии с указанными описаниями: мишке для медвежонка нужна ткань для теплого, пушистого свитерка, зайчику для кроватки нужна тонкая простынка, львенку нужно сшить курточку из гладкого и плотного материала и т.п.

Кладоискатель.


    В плотный тканевой мешок насыпается рис, гречка, крупа или какой-нибудь субстрат сходной консистенции. В него «закапываются» различные предметы различной формы и материала, например, кольцо от пирамидки, маленький деревянный кубик, карандаш, резиновый пупс, мячик. Ребенку предлагается найти одну их вещей. При этом в условиях темного мешка включается не только тактильное зрение, но и  массируются активные точки на руках, с помощью зернистого субстрата.

Путешественник.


    Эта игра позволяет развивать тактильную чувствительность подошв ног. Из различных материалов делается дорожка. Использовать можно алюминиевую фольгу, шерстяной шарф, кусок линолеума, деревянную доску, лист бумаги и т.п. В условиях игры задаются параметры: фольга – ручей, дерево – лес и т.п. Заранее обдумайте историю, по которой герою, чтобы добраться до заветного приза (конфета, сок, например), необходимо пройти тяжелый путь. Проходя по дорожке, ребенок должен показывать пантомимой, где он идет. Определенный материал у него может ассоциироваться с тем или иным участком дороги.


Опубликовано на сайте: http://www.mama-vartovsk.ru
Прямая ссылка: http://www.mama-vartovsk.ru/pages/view/62.html