Все же кажется очевидным, что речевое общение взрослого с малышом должно играть определенную роль в процессе речевого развития. На простейшем уровне нам известно, что если родители часто разговаривают с детьми, регулярно им читают и используют в своей речи широкий спектр слов, то их дети начинают раньше говорить, набирают более объемный словарный запас, используют в речи более сложные предложения и быстрее учатся читать по достижении школьного возраста Таким образом, качество языка, который слышит, является существенным фактором.
Более того, похоже, что те дети, с которыми в первые годы жизни мало разговаривали или речевое окружение которых было лишено разнообразия, не приобретают достаточного словарного запаса в более позднем возрасте.
Этот факт иллюстрируют экспериментальные данные, которые получены в результате Национального лонгитюдного обследования молодежного рынка труда.
Двенадцатилетнее лонгитюдное исследование большой выборки молодых женщин в Соединенных Штатах началось, когда женщины еще были подростками. В табл. 8.4 представлена информация о детях дошкольного возраста этих молодых женщин, а именно определяет процент детей, имеющих показатели по словарному запасу ниже 30 процентилей.
Тестирование проводилось при помощи самого распространенного метода изучения словарного запаса — теста словарного запаса в картинках (PPVT), описанного. Нам известно, что количество и качество устной речи ребенка зависит от материального уровня матери: бедные матери меньше разговаривают, меньше читают книги и употребляют менее сложные предложения. Данные свидетельствуют о том, что одним из возможных последствий этого для него становится значительно более высокий риск бедного речевого развития.
Уже к 4 годам отмечаются существенные различия в словарном запасе между детьми из бедных и более состоятельных семей, и за школьные годы разрыв только увеличивается. Аналогично обнаружила, что 4-летние дети, воспитывающиеся в бедности, используют более короткие и менее сложные предложения по сравнению со сверстниками из более состоятельных семей.
Конечно, в эти различия вносит вклад множество факторов, но богатство.и разнообразие той речи, которую слышит он, чрезвычайно существенны.
Из всех этих факторов, возможно, одним из решающих является недостаточное чтение родителей детям, как вы видите из текста «Исследования показывают», посвященного чтению детям. Воркование. Помимо простого количества речи, обращенной к нему, качество речи родителей также может играть важную роль в освоении языка. В частности, мы знаем, что взрослые используют в общении с детьми особый вид очень простой речи, который изначально многими лингвистами назывался воркованием, а в настоящее время получил более научное название — речь, адресованная малышу. Об этом речевом паттерне вы также читали в тексте «Культуры и контексты».
Взрослые разговаривают с ним на высоких тонах и в более медленном темпе, чем они говорят между собой. Используются короткие и грамматически простые предложения с конкретными словами. Во время беседы с детьми родители используют многократные повторения, при этом минимально изменяя предложения («Где мячик? Ты не видишь мячик? Где мячик? Вот мячик!»).
Также они могут повторять предложения, построенные самим ребенком, но немного удлиняя их и используя более верные грамматические формы — этот паттерн называется расширением или исправлением. Например, если ребенок сказал: «Мама носок», мама может исправить: «Да, это мамин носок», если он сказал: «Собачка не кушать», родители могут сказать: «Собачка не кушает». |