Мама Нижневартовск

18.11.2010 - Готовность к школе


    Готовность к школеМы в последнее время часто слышим о том, что ребенка нужно готовить к школе. Многие родители понимают это так, что ребенка перед поступлением в школу нужно научить читать, считать и писать.

    На самом деле, понятие «готовность к школе» нечто иное. Давайте же попробуем разобраться, что такое готовность к школе.

    В первую очередь у ребенка должна быть сформирована школьная зрелость. Выделяют интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость, физическую и социальную зрелость. Рассмотрим вкратце все эти аспекты.


1. Интеллектуальная зрелость. Прежде всего, это уровень развития различных умственных способностей ребенка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний. Ребенок должен Готовность к школеиметь хотя бы элементарные знания об окружающем мире. У него должна быть хорошо развитая речь с большим запасом слов. Должен ориентироваться в пространстве.  К шести-семи годам ребенок должен научиться классифицировать предметы и явления, выделять в них главное, второстепенное, обобщать.  Так же будущий школьник должен научиться воспроизводить образец, уметь концентрировать свое внимание, у него должен быть хороший уровень зрительно-моторной координации (хорошо развита мелкая моторика, необходимая для овладения навыками письма) Иными словами, интеллектуальная зрелость – это функциональное созревание структур головного мозга.

2. Эмоциональная зрелость. К поступлению в школу малыш должен научиться владеть собой, регулировать свое поведение, должна быть развита сила воли. Ведь в школе ребенку зачастую придется поступиться своими желаниями и выполнять задания учителя. Первоклассник должен уметь предвидеть последствия своих поступков. Постепенно ребенок теряет присущую дошкольникам непосредственность поведения, на смену ей приходи произвольное поведение, умение планировать свою деятельность. Кроме того ребенка должна быть определенная степень эмоциональной независимости, ведь теперь ему придется находиться в школе, где нет родителей, бабушек  и дедушке, а так же уже знакомых садовских воспитателей. Особенное внимание следует обратить на тревожность ребенка. Повышенная тревожность будет существенно осложнять адаптацию ребенка к школе, ему будет трудно приспособиться к учебе в школе. 

3. Социальная зрелость. В этот компонент школьной зрелости входит умение общаться со сверстниками, взрослыми людьми. Так же ребенок должен быть положительно мотивирован по отношению к школе, должен осознавать свою новую социальную роль ученика.

4. Физическая зрелость. Режим дня первоклассника существенно отличается от режима дня дошкольника, поэтому требует от ребенка определенной выносливости, позволяющей выдержать школьные нагрузки. Если же у ребенка присутствуют хронические заболевания, ослабляющие его организм, малышу будет сложно адаптироваться к школьным условиям. В таких случаях может быть несколько путей решения проблемы: направить ребенка в специальную школу (класс), отложить обучение до следующего года, пройти профилактический курс реабилитации по назначению врача (это, например, может быть и санаторно-курортное лечение).

    Многие родители стремятся отдать своего ребенка в школу как можно раньше. Объясняется это разными причинами: если мальчик пойдет в школу к 6 годам, то для поступления в институт у него будет еще один дополнительный год; ребенок уже умеет читать, значит, ему можно идти учиться; ребенок имеет друзей-первоклассников и просится в школу; кто-то из его друзей идет в школу в этом году и т.п.

    Готовность к школеРуководствуясь этими причинами, родители зачастую оказывают ребенку медвежью услугу. Поэтому нам хочется особо хочется отметить, в каких случаях не стоит торопиться с поступлением ребенка в школу:

  • тяжелая беременность и  роды мамы,
  • хронические заболевания,
  • частые ОРВИ и другие инфекционные заболевания,
  • дефекты слуха, зрения, речи
  • заболевания нервной системы
  • тяжелая адаптация ребенка к дошкольному учреждению
  • задержка нервно-психического развития на первом году жизни или на протяжении всего периода раннего возраста
  • развод родителей
  • низкая самооценка
  • высокий уровень тревожности
  • отсутствие познавательных мотивов.

Опубликовано на сайте: http://www.mama-vartovsk.ru
Прямая ссылка: http://www.mama-vartovsk.ru/pages/view/34.html