Мама Нижневартовск

15.11.2010 - Самооценка в подростковом возрасте


    Самооценка в подростковом возрастеМаленький ребенок, только начинающий ходить, говорить и ориентироваться в этом мире, пусть даже всего лишь ограниченном его домом и ближайшими родственниками, – уже личность. Этот человечек одинаково принимает как свои слабости, которые кажутся ему вполне естественными, так и чужые «тараканы», которые, к слову, у него тоже не вызывают никакого удивления.

    Ребенок еще не познал этот мир, не сложил в своем сознании четких стереотипов о том, что есть хорошо, и что есть плохо, что правильно, а что в человеческом обществе считается странным, ненормальным, атипичным. Он не знает, что должен уметь человек, а что дается от природы. По этой простой причине самооценка у любого малыша вполне адекватная, несколько эгоцентрично-завышенная, что, впрочем, вполне нормально для ребенка его возраста, который требует к своей особе постоянного и непрерывного внимания.


    Самооценка старшего дошколенка и младшего школьника во многом складывается в зависимости от его первых успехов, от того, насколько благополучная атмосфера в семье, и какие требования предъявляют к нему его собственные родители. Если все в порядке, то его самооценка либо адекватна, либо несколько завышена. Следует отметить, что завышенная самооценка в дошкольном и младшем школьном возрасте является возрастной нормой. Ребенок оценивает себя глазами взрослых, он еще не может критически отнестись к своей личности.

    Самооценка в подростковом возрастеНо с наступлением подросткового периода все меняется более радикально. Пубертатный возраст выявляет у ребенка способность к глубокому самоанализу, самосознанию себя как личности с определенным набором качеств. Подросток старается постоянно оценивать себя со стороны, он может подолгу рассматривать себя в зеркале, придираясь к каждой мелочи, расстраивается из-за каждой неудачи и недоверчиво относится к каждому успеху. Его оценка явно занижена, и это отражается в его поведении. Однако способов проявления заниженной самооценки может быть несколько. В частности два – явный и скрытый.

    Явный – это вариант, когда стеснительный подросток не скрывает своей стеснительности. Она проявляется в скованности движений, робости, ребенок краснеет при разговоре или ответе у доски, постоянно что-то теребит, нервно переступает, приобретает различные привычки, позволяющие преодолеть нервное напряжение. Он неуверен в собственных силах, постоянно боится сказать не то и занижает собственные способности. Данный случай – яркий пример подростковой стеснительности.
Скрытый – это вариант, когда, дабы скрыть от окружающих всю неуверенность и как-то компенсировать заниженную самооценку, подросток начинает ввести себя намеренно вызывающе, стараясь пойти на конфликт. Его поведение становится развязнным, порой даже наглым. Это яркий пример подростка-нарушителя спокойствия. Нередко ребенок приписывает себе большие возможности, но когда ему предлагают их продемонстрировать, старается избежать позорной участи и попросту «смыться» с места разоблачения.

    Если с первым вариантом все ясно: заниженная самооценка в данном случае налицо, но, в конечном итоге, ребенок, стараясь открыто ее преодолеть, набирает необходимый опыт и в один прекрасный момент достигает внутреннего комфорта и умения адекватно себя оценивать, то во втором случае - подобная попытка «трудного» подростка прикрыть свою некомпетентность ложью и напускной бравадой может затянуться не только на период взросления, но и на всю жизнь, что приводит к формированию дисгармоничной и постоянно неудовлетворенной личности.

    Чтобы преодолеть мучительный период заниженной самооценки, ребенку необходимо в чем-то (пусть даже в чем-то очень незначительном) добиться большого успеха. Стать кем-то. Занять свое место в этом мире. Без этой возможности нарушения в психическом развитии могут привести к постоянной неудовлетворенности, подсознательной агрессии, депрессивным состояниям.

    По этой причине стоит всячески поощрять ребенка к самостоятельным занятиям и различным увлечениям. Ходит на танцы – бросает, идет с воодушевлением на самбо, а через неделю разочаровывается. Пусть! Его подростковая переборчивость не страшна, ведь когда-нибудь ребенок остановится на том, что ему будет действительно интересно, где его будет ждать успех, а как следствие – повышение самооценки.

Опубликовано на сайте: http://www.mama-vartovsk.ru
Прямая ссылка: http://www.mama-vartovsk.ru/pages/view/13.html